Осень 2018, Номер 2

Тсехаспанагитакан андес («Журнал исследований геноцида»)

Гамидовская резня и киликийские армяне (1895-1896)
Нарине С. Акопян

Страницы 9-23

Резюме
Статья посвящена антиармянской политике осуществляемой в Киликии в 1895-1896 гг. В то время как нынешняя армянская историография считает, что Киликия избежала Гамидօвской резни, тщательное расследование этого вопроса показывает совсем иное. Работа обсуждает проблему на основе двух важных принципов. Во-первых, понятие “Историческая Киликия” включает в себя не только османскую провинцию Адана, но и часть вилайета Алеппо. Во-вторых, антиармянская политика Турции рассматривается как с точки зрения содержания, так и формы реализации. Основываясь на различных первоисточниках, рассматриваются случаи преследования киликийских армян в те годы, в частности, вопросы, связанные с их организацией и осуществлением, а также участие в них государственных структур. Детальный и тщательный анализ источников показывает, что с октября 1895 года по январь 1896 года турецкие власти осуществляли как убийства армян, так и грабеж их имущества в провинции Адана, особенно в армянских деревнях, прилегающих к Хаджин. Более того, такая же политика, хотя и более интенсивная, проводилась в городах Айнтаб, Марaш и окрестных селах провинции Алеппо. Антиармянская политика отмечалась активным участием местных турецких чиновников, регулярной армии, жандармерии, преступников, освобожденных из тюрьмы, нерегулярных действий местных мусульман и даже сборщиков налогов включая в себя различные формы насилия, такие как убийства, насильственное обращение в ислам, грабежи.
Многочисленные обсуждения по поводу характера и масштаба антиармянских действий вызывают обеспокоенность в связи традиционным повествованием о событиях в Киликии. В статье утверждается, что зверства против армян в Киликии, даже с некоторым «слабым» проявлением в Адане, были идентичны тем, которые совершались во всей Османской империи с точки зрения преследуемых целей и методов осуществления.
Ключевые слова: Западная Армения, гамидовская резня, Киликия, провинция Адана, провинция Алеппо, исламизация.

 
Соучастие в преступлении как связующий фактор: о мотивации вовлечения курдов в массовую резню армян в 1894-1896 гг.
Сурен А. Манукян

Страницы 24-52

Резюме
В статье рассматриваются проблемы создания курдской кавалерии Гамидие, формы, размеры и причины участия курдов в массовых убийствах армян в 1894-1896 гг. Посредством применения теории повышения сплоченности, известной в криминалистике и социальной психологии, автор пытается объяснить некоторые новые мотивации вовлечения курдов в процесс насильственного разрешения армянского вопроса. Обычно курдов представляют слепым инструментом в руках империи, использованным против армянского населения. Это мнение сложилось не только в армянской историографии, но и вообще в геноцидологии. Конечно, подобное представление обосновано, однако это не может быть единственным объяснением столь широкомасштабного участия курдов в резне. Массовое истребление армян положительно сказалось на курдах, которые сами были не менее заинтересованы в преступлении. Кроме того, вовлекая курдов в процесс массовых убийств, Османская империя решала другую, возможно, не менее важную проблему. Превратив курдов в соучастников преступления, включив их в совместный с турками проект этнической чистки Западной Армении от армян, Высокая Порта связывала беспокойных и не всегда лояльных курдов с политикой и судьбой империи.
Ключевые слова: резня армян 1894-1896 гг., курды, гамидие, соучастие в преступлении, Геноцид армян.

 
Хасан Челеби. Об одном перевалочном пункте на пути депортации из провинции Себастия
Роберт А. Сукиасян

Страницы 53-68

Резюме
В статье рассматривается одна из перевалочных станций, использовавшихся во время депортации армянского населения Себастии в контексте Геноцида Армян – перевалочная станция Хасан Челеби. Используя в основном армянские архивные материалы, источники в прессе, сборники воспоминаний и вторичные источники, в сочетании с информацией, предоставленной иностранными очевидцами и османскими документами, в статье дается описание основных функций и порядка работы перевалочной станции, поведения жертв и преступников и предпринятых ими действий. Основываясь на систематичности характера проводимых мероприятий, в статье раскрывается основная задача станции: уничтожение мужского населения Себастийского вилайета и прилегающих территорий. Курдское население близлежащих районов Хасан Челеби участвовало в уничтожении и разграблении. Присутствие иностранного очевидца Мэри Грэффэм в караване депортации оказало некоторое сдерживающее влияние. Рассказы выживших жертв свидетельствуют о том, что действия, предпринятые на станции, осуществлялись по указанию высших политических и религиозных деятелей.
Ключевые слова: Геноцид армян, шесть вилайетов, Себастия, Харберд, Хасан Челеби, депортация, массовые убийства мужчин, грабеж, иностранные очевидцы.

 
К вопросу об основных исполнителях Геноцида армян и Еврейского холокоста
Инесса Г. Степанян

Страницы 69-87

Резюме
Представлены механизмы осуществления Геноцида армян и Холокоста евреев посредством сравнения двух геноцидов. Выделены все компоненты, включенные в геноцидальную программу.
Общество, участие которого дало возможность властям сохранить свои собственные силы и скрыть геноцидальные действия под прикрытием народных столкновений. Независимо от мотивов, в обоих случаях, турецким и нацистским властям была оказана большая поддержка со стороны населения, а в случае евреев также со стороны государств.
Армия, участие которой имело решающее значение для разоружения и мобилизации армянских мужчин, а также для поиска евреев в случае Холокоста. Сработала одна целая система, которая включала несколько связанных друг с другом военных или полумилитаризованных структур.
Полиция, которая будучи правозащитником, сама нарушала закон, используя его для оправдания своих действий. В случае двух геноцидов функционировала комплексная взаимосвязанная система.
Преступники, освобожденные из тюрем, с одной стороны пополняли ряды военизированных структур, а с другой – применяли свой опыт в осуществлении убийств.
Секретные организации (Тешкилят-и-Махсуса и немецкий СС) стали главными исполнителями двух геноцидов, которые не только поддержали, но и взяли на себя ответственность за осуществление программы геноцида.
Ключевые слова: Геноцид армян, Холокост евреев, исполнители, общество, армия, полиция, преступники, секретные организации, Тешкилят-и-Махсуса, немецкий СС.

 
Взаимосвязь между геноцидом и преступлением против человечества, его проявление на примере Геноцида армян
Нарек М. Погосян

Страницы 88-102

Резюме
Рассматриваются особенности и взаимосвязь между геноцидом и преступлением против человечества. Понятие преступление против человечества впервые было официально использовано в 1915 году в отношении Геноцида армян и было утверждено на международном уровне в уставе Нюрнбергского трибунала.
Во время судебных процессов в Нюрнберге юрист Рафаэль Лемкин предложил включить в судебное разбирательство термин геноцид, который также использовался для обозначения Геноцида армян, но не добился успеха. Однако 9 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН приняла конвенцию «О предупреждении преступления геноцида и наказании за него».
Факты показывают, что правительство Османской империи совершило преступления против человечества и геноцид против армян. Поэтому в статье анализируется проявление этих двух преступлений на примере Геноцида армян. Определяется роль Геноцида армян при создании концепции геноцида и преступления против человечества.
Ключевые слова: преступление против человечества, геноцид, Рафаэль Лемкин, Герш Лаутерпахт, Нюрнбергский процесс, намерение уничтожить группу, Геноцид армян.

 
Формирование и трансформация дня памяти жертв Геноцида армян (Часть 2)
Арутюн Т. Марутян

Страницы 103-142

Резюме
24 апреля 1965 г. армянский народ в Советской Армении и во всем мире отметил 50-летие Мец Егерна/Геноцида армян. Это событие было обусловлено не только изменениями, которые произошли в широких слоях общества благодаря “хрущевской оттепели”, но и политической воле руководства Армении, в частности, первого секретаря ЦК КП Армении Якова Заробяна. Разрешению, полученному от Политбюро ЦК КПСС, предшествовала длительная подготовительная работа: в частности, в декабре 1964 г. высшему руководству страны в Москву было направлено письмо. Рядом идеологических положений, изложенных в нем, Геноцид армян выносился за рамки сугубо армянской трагедии и ставился в плоскость всемирной истории.
Мец Егерн отмечался на двух уровнях – народном и государственно-партийном. Шествие, митинг, в которых принимали участие десятки тысяч людей, распространение листовок, вторжение людей в зал Оперы – все это неоспоримые показатели народного протеста. Благодаря позиции руководства Армении, на нарушителей порядка не было оказано массового силового давления. События 24 апреля 1965 г. в Ереване разрушили официальное молчание и донесли до широких слоев общества историю одной из самых больших трагедий 20-го века, начались научные исследования, стали публиковаться книги, документы, касающиеся событий 1915 г., факт геноцида наконец занял свое место в учебниках истории армянского народа. Кроме того, это был один из тех единичных случаев, когда власть и народ с разных позиций боролись за одно общее дело и достигли своей цели. Свидетельством этого был также тот факт, что почти за два с половиной года был построен Мемориал жертв геноцида, который сразу нашел свое место в ряду символов армянской идентичности. Начиная с 1967 г., уже более 50-ти лет, 24 апреля происходит ежегодное шествие людей к мемориалу.
24-25 апреля 1965 г. во многих армянских общинах Диаспоры были торжественно отмечены днями памяти жертв Мец Егерна. Можно сказать, что произошел качественный переход от культуры траурных мероприятий к иному уровню поминания. В частности, была выдвинута мысль, что преступления, совершенные по отношению к армянам, получают/должны получить достойное наказание/оценку.
В разных городах мира к 24 апреля сооружаются многочисленные памятники. Руководство Советской Армении 24 апреля 1975 года впервые официально почтило память жертв Геноцида, посетив Мемориал жертвам Геноцида. В 7 часов вечера в республике была объявлена минута молчания. 22 ноября 1988 г., спустя более семи десятилетий со времени Геноцида, Верховный Совет Армянской ССР принял закон “Об осуждении Геноцида армян 1915 года в Османской империи”.
Во время Карабахского движения или Армянской революции (20 февраля 1988 – 23 августа 1990) происходит трансформация содержания дня памяти: оно становится более широким, выражающим политические требования, касающиеся разных вопросов общественной жизни. В статье подробно рассматривается отмечание дня памяти жертв Геноцида в контексте армянских ритуалов памяти.
В 1965 г., к 50-летию Мец Егерна, в памяти о Геноциде появилось новое качество: она стала общенародным достоянием, фактором формирования комиссий “Ай дата” и других структур для достижения признания со стороны различных стран мира, а также заняла прочное место в армянской идентичности. И в 100-летие Геноцида армян память уже не о Мец Егерне, а о Геноциде армян продолжает оставаться одним из важнейших проявлений армянской идентичности. Это один из тех единичных факторов, который объединяет различные армянские политические силы и играет важную роль не только в сохранении, но и в формировании новых диаспоральных наций. Геноцид армян признали исполнительные и законодательные органы более двадцати пяти государств, различные международные организации. Это, как правило, происходит или 24 апреля или в близкие к нему дни.
Прошло более ста лет со времени Геноцида. Давно наступило время переосмыслить значение дня памяти, по крайней мере, ввести в оборот иную формулировку дня 24 апреля: “День памяти жертв Геноцида армян и героев самооборонительных сражений”.
Ключевые слова: Геноцид армян, день памяти жертв геноцида, мемориал жертв геноцида, 24 апреля.

СКАЧАТЬ НОМЕР ЦЕЛИКОМ

[uptolike]
Theme: Overlay by Kaira